Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

группа "Звёздочка"

Профиль  тяжелое нарушение речи
Ссылка на сайт группы

 https://vk.com/club79602819

Ссылка на ФГОС

 http://www.95frspb.caduk.ru/mmagic.html?page=/sveden/edustandarts.html

Нормативная наполняемость группы  16
Фактическая наполняемость группы  16

 

 Полянская Светлана Николаевна

Должность: учитель-логопед

Стаж: 25 лет

 

 Конакова Римма Алексеевна

Должность: воспитатель

Стаж: 18 лет

 

 Кузнецова Наталья Анатольевна

Должность: воспитатель

Стаж: 23 год


Как объяснить ребенку дни недели и времена года?

 

Статью составила воспитатель ГБДОУ №95 Конакова Р.А.

 

      Благоприятный возраст для того, чтобы объяснить ребёнку значение слов «вчера», «сегодня» и «завтра» - это 4–5 лет. К этому времени ребёнок уже понимает, что такое части суток (утро, день, вечер, ночь). Так что стоит отталкиваться именно от этих понятий.

       К 5–6 годам сутки также могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. На этом этапе задача взрослого — научить ребёнка последовательно называть дни недели и познакомить с текущим месяцем.

       Вот несколько советов, которые помогут быстрее объяснить дошкольнику, что такое время.

       Учите дни недели в связке с личным опытом ребёнка

       Названия дней недели усваиваются ребёнком лучше в связи с его повседневным опытом и эмоциональными переживаниями. Например: «По средам я хожу в бассейн с папой», «По субботам у нас традиционный обед в кругу семьи». Отдельные дни ребёнку запомнить проще, так как они чаще на слуху: с понедельника начинается новая рабочая неделя, воскресенье — выходной, вся семья отдыхает. Ничего страшного, если ребёнок выучит дни недели вразнобой. Попробуйте сделать так, чтобы каждый день недели ассоциировался у него с разными делами.

      Приобретите отрывной календарь

     Для знакомства с днями недели, месяцами и временами года подходит отрывной календарь. Это наглядное пособие, с помощью которого малыш почувствует ход времени. Дети быстро понимают, что один листок календаря — это один день.

       И для того, чтобы сорвать следующий лист, надо ждать целые сутки. Объясните чаду, что цифра на календаре показывает, какое сегодня число. Фиксируйте его внимание на текущей дате. Расскажите, что под каждой цифрой написаны день недели и месяц.

      По календарю можно узнать, сколько дней осталось до выходных или праздников. В конце каждой недели раскладывайте перед ребёнком оторванные листки в правильной последовательности и говорите: «Сколько листков календаря? Семь листков — неделя состоит из семи дней».

       В обучении используйте стихи

     Ребёнок быстрее разберётся со временами года, если каждое из них вы начнёте с подходящего стихотворения. Например, из цикла С. Я. Маршака «Круглый год». Правильную последовательность дней недели получится запомнить быстрее также с помощью стихотворения. Например, этого:

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделям

Носит имя понедельник.

Вторник — это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда —

Третьим днём была всегда.

А четверг — четвертый день —

Шапку носит набекрень.

Пятый — пятница-сестрица —

Очень модная девица.

А в субботу — день шестой —

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний — воскресенье —

Назначаем днём веселья.

       Играйте в подвижные игры

      Дети любят подвижные игры. Воспользуйтесь этим и поиграйте с ними во «Вчера, сегодня, завтра». Вы бросаете мяч с вопросом: «Какой день сегодня?». Ребёнок ловит, отвечает на него и задаёт следующий вопрос (вам или другому игроку): «Какой день был вчера?» или «Какой день будет завтра?».

       В игре «Мяч бросай — дни недели называй» ведущий называет любой день недели, а игрок продолжает перечислять их по порядку. Когда названия дней недели будут «отскакивать от зубов», поиграйте в «Путаницу»: «Между вторником и четвергом находится… понедельник».

       Объясните «модель года» с помощью круга

     Вырежьте из цветного картона большой круг, разделите его маркером на 4 части. Напротив каждой положите картинки, которые соответствуют одному времени года. Так ребёнок увидит, что времена года идут всегда в одной последовательности.

      Показывайте время на большом циферблате Учите определять время по часам с крупным циферблатом (на нём обязательно должны быть все цифры). Подчеркните, что длинная стрелка показывает часы, поэтому называется часовой. Короткая отсчитывает минуты, отсюда называется минутной. Эти стрелки двигаются с разной быстротой: за час минутная стрелка проходит круг, а часовая — расстояние от одной цифры до другой.

      Изо дня в день отмечайте, на какой цифре находится часовая стрелка, когда: ребёнок просыпается (8:00), садится обедать (13:00), ложится спать (21:00). Разрешайте ребёнку экспериментировать с часами: самостоятельно переставлять стрелки. Так он быстрее поймёт, что такое половина и четверть часа.

 

 


 

Потешки и рифмовки в работе с детьми с ОВЗ

                           

Статью составила воспитатель ГБДОУ д\с 95 Кузнецова Наталья Анатольевна 

 

   Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

  Особую роль в развитии детей дошкольного возраста играют потешки или рифмовки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка. Это очень помогает настроить детей на нужный лад, формировать позитивный настрой, доброжелательное отношение детей друг к другу и к педагогу.

   Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание.

    В своей работе я использую, регулярность повторений рифмовок и потешек при организации режимных моментов. Например, сборы на прогулку это сложный режимный момент. Дети только учатся использовать схемы-алгоритмы одевания и раздевания. Ориентироваться в этом деле опять помогают рифмовки: «Юбки, шортики снимаем и штанишки надеваем» Во многих потешках рассказывается о пользе умывания: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», правильного поведения во время еды: «Булочку кусаю- кефиром запиваю», о том, что нужно заботиться о своём организме: «Глазки, ну-как, открывайтесь и водичкой умывайтесь. А теперь мы улыбнёмся, окончательно проснёмся».

    Использую ещё такие рифмовки как: «Видишь коврик у порога, он постелен не спроста, вытри ноги у порога, будет в группе чистота», которая учит деток уважать труд взрослого. С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям: «Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя ничем кидаться! Можно строить и творить и конечно, дружно жить!»

Потешки, рифмовки вызывают у детей доброжелательный смех, действуют на него сильней чем замечание, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

   Регулярное использование потешек и рифмовок в работе с детьми с ОВЗ, как показала практика, повышает уровень развития творческого мышления, всесторонне развивает ребенка как личность, расширяет кругозор, а также способствует развитию и активизации речи, позволяет нам заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения