Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

группа "Умка"

   

Профиль  тяжелое нарушение речи
Ссылка на сайт группы

 https://vk.com/gruppa_ymka

Ссылка на ФГОС

 http://www.95frspb.caduk.ru/mmagic.html?page=/sveden/edustandarts.html

Нормативная наполняемость группы  15
Фактическая наполняемость группы  15

 

Шевьева Людмила Ивановна

Должность: учитель-логопед

Стаж: 22 года

Давыдова Елена Александровна

Должность: воспитатель

Стаж: 4 года

Хамидулина Юлия Валентиновна

Должность: воспитатель

Стаж: 33 года


 

         Проектная деятельность как средство формирования представлений о родном городе

                                                                               Статья составлена воспитателем Давыдовой Е.А.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в образовательной области «социально-коммуникативное развитие», формирование основ патриотизма, чувства принадлежности к малой родине, ценностного к ней отношения– важная составляющая социального развития ребенка.

Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине. Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви и привязанности к своей семье, своему дому, к своему детскому саду.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная деятельность, которая предусматривает создание проекта группой исполнителей.  Метод проектов – это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей, с целью получения определенного результата.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Особенностью проекта является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

   Проектную деятельность или метод проекта, от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

-       практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

-       нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающая самостоятельность и творчество дошкольников;

-       интерес к деятельности, приносящий публичный результат;

Проектная деятельность включает в себя:

-       задание для детей, сформулированные в виде проблемы;

-       целенаправленную детскую деятельность;

-       различные формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг другом;

-       результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы;

-       презентацию результатов собственного творчества.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.               исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.               игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.               информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.               творческие (оформление результата в виде детского праздника).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с раннего возраста, используются игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, на прогулочных площадках, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы  над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя детей и родителей.

   Этапы:

 I этап разработки проекта – целеполагание: самое сложное в проектной деятельности – это сформулировать проблему для детей таким образом, что бы они захотели её решать, что бы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения, эвристической беседы выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

  II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематически символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических прогулок. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.            

 После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, проводят наблюдения, ищут, творят. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, лэпбуков.

Дата последнего обновления страницы 07.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения