Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

Дистанционная консультация психологов

 

14 способов развития эмпатии

 

Статью подготовили педагоги-психологи ГБДОУ

Шишкина В.Ю., Волокитина А.Ю.

 

   Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

 

   Эксперименты показали, что даже краткий тренинг по развитию способности к сопереживанию способен дать результаты. Что мы можем сделать самостоятельно, чтобы развивать этот важный навык:

1. Спрашивая кого-нибудь, как у него дела, внимательно следите за его ответом — как вербальным, так и невербальным. Зачастую язык тела и тон голоса говорят больше, чем слова.

2. Если он отвечает: «Все нормально» или дает другой краткий ответ, задайте уточняющий вопрос: «Нет, серьезно, что у тебя происходит?»

3. Слушайте не только умом, но и сердцем, доверьтесь интуиции. Эмпатия — душевный труд.

4. Сосредоточьтесь на разговоре, не пытайтесь заниматься другими делами. Отложите телефон в сторону, смотрите в глаза, примите открытую позу (не скрещивайте руки).

5. Постарайтесь понять, что значат для собеседника его слова и переживания, и позвольте ему прийти к собственному выводу, не навязывая свое мнение.

6. Не переводите внимание на себя, например, рассказывая, как бы вы поступили в аналогичной ситуации.

7. Покажите собеседнику, что вы его слышите и сопереживаете ему. К примеру, вы можете пересказать то, что поняли из его слов: «Я все понимаю — ты очень хотел добиться успеха на этой работе, но тебя уволили, ты ужасно расстроен и не знаешь, как сможешь свести концы с концами». Его реакция позволит вам проверить, действительно ли вы правильно поняли его состояние.

8. Помните, что вы можете отнестись к мнению собеседника серьезно и уважительно, даже если вы с ним не согласны. 9. Развивайте в себе любопытство к людям. Попробуйте представить прошлый опыт человека, подумайте, как он пришел к своим нынешним привычкам и образу жизни, чего он больше всего хочет. Иными словами, попробуйте встать на его место. Чтение художественной литературы с хорошо проработанными персонажами также поможет лучше научиться смотреть на мир с иной точки зрения.

10. Заводите разговоры с незнакомцами, к примеру, в очереди в магазине. Будьте любопытны, попробуйте узнать что-то новое. Постарайтесь вовремя заметить, если незнакомец не в настроении разговаривать, уважая его чувства, вы также проявляете эмпатию.

11. Расширяйте круг общения. Цель — научиться лучше понимать людей из разных социальных кругов. Избегайте поспешных суждений и стереотипов. В первую очередь ищите что-то общее с новыми знакомыми, а потом смотрите на различия.

12. Обращайте внимание на собственные эмоциональные реакции и язык тела во время разговора. Начинает колотиться сердце? Ощущаете душевный подъем или вам тяжело? Наблюдайте за реакциями с таким же сочувствием, какое проявляете к другим.

13. Тренируйтесь меньше погружаться в себя и больше обращать внимание на непосредственное окружение: людей, здания, машины, парки, звуки. Представьте себя детективом, собирающим информацию и сопереживающим.

14. Ищите возможности для волонтерской работы. Вокруг так много тех, кому помощь! Занимаясь волонтерством, сможете узнать много нового о тех категориях людей, о которых вы раньше могли не задумываться. Развивая эмпатию, вы поможете смягчать чужие страдания и исцелять душевные раны в мире, которому не хватает сочувствия и доброты.

 


 

Развитие эмпатии дошкольников, как средство эффективной социализации

Статью подготовили педагоги-психологи ГБДОУ

Шишкина В.Ю., Волокитина А.Ю.

  

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения социальных норм. Высокий темп психического развития ребенка-дошкольника, его открытость миру и новому опыту создают благоприятную психологическую почву для социализации. Однако главными особенностями дошкольника являются «хрупкость и ранимость» его души, высокая чувствительность и впечатлительность. Зачастую, взаимодействие с окружающей средой вызывает сильные переживания у ребенка, что может привести к осложнению процесса социализации ребенка дошкольного возраста. Основным механизмом ранней социализации является взаимодействие взрослых с подрастающими детьми, начиная с самых ранних форм общения с ребенком.

Обращаясь к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка.  Одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание социальной ситуации развития, открывающей возможности для позитивной социализации ребёнка. Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Посредством социализации развивается положительное самоощущение, формируется положительное отношение к деятельности человека, ребёнок усваивает нормы поведения, ценности, свойственные его культуре. Успешность адаптации в современном социокультурном пространстве напрямую зависит от способности к сопереживанию, сочувствию, восприятию эмоциональных проявлений других людей. В этой связи педагогам дошкольного образования следует уделять особое внимание формированию у дошкольников эмпатии -  способности человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его эмоциональное состояние.

Формирование эмпатии у дошкольника – необходимое условие его лёгкой социализации. Развитие эмпатии – не только процесс развития эмоций, но и процесс формирования нравственных мотивов в пользу других людей. По определению психолога Карла Роджерса: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает.»

Эмпатия состоит из трёх компонентов:

Когнитивный (понимание состояния другого человека, не изменяя своего состояния);

Эмоциональный (сопереживание и сочувствие);

Поведенческий (оказание помощи и активная поддержка другого).

 

Процесс развития эмпатии у дошкольников сложный и многоэтапный. Опираясь на исследования Э.Р.Овчаренко, в работе по развитию эмпатии можно выделить три этапа.

Первый этап. Внимание педагога акцентируется на освоении «языка эмоций», преобладают ситуации, ориентированные на констатацию и распознавание эмоциональных состояний и переживаний, (распознавание интонаций и интонированной речи; различные картинки, иллюстрации к книге, пиктограммы и фотографии эмоциональных проявлений; изучение речевой и поведенческой этики на эмоциональной основе и т.д.).

Второй этап. В работе используются педагогические ситуации, направленные на познание ребенком собственного внутреннего мира и переживаний другого человека. Ведётся работа по обогащению эмоционального опыта и изучению «языка чувств и переживаний в процессе работы над художественным произведением (сопереживание персонажам книги, беседы по содержанию, слушание музыкального сопровождения, организация творческой сюжетной игры и т.д.).

В ходе третьего этапа преобладают ситуации, направленные на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого. Работа направлена на обогащение опыта в ситуациях сочувствия, сопереживания – действия посредством решения нравственных ситуаций; формирование позитивного отношения к младшим, к родителям и т.д.

Сформированная способность понимать состояние другого человека, сопереживать, оказывать активную поддержку окружающим облегчает процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь, способствует социальной успешности.


 

Семейные традиции, которые учат ответственности, доброте и эмпатии


Наверное, у вас есть свои семейные традиции, о которых вы даже не подозреваете. Но если у вас их нет или вы хотели бы придумать несколько новых, надеюсь, вам понравятся наши идеи.
Что такое семейный ритуал?
Иногда сложно провести различие между семейным ритуалом и распорядком дня. Как говорит психолог Барбара Физе, ритуалы на символическом уровне передают понимание того, «какие мы», обеспечивая связь между поколениями. А распорядок дня — «это то, что должно быть сделано».

Например, каждодневное купание в 7 вечера и укладывание в 8:30 — это часть распорядка дня. Но если вы добавляете в распорядок что-то свое, личное — какую-то особенную песенку, поцелуй, рукопожатие, — вы превращаете распорядок в ритуал.

Почему ритуалы так важны
Семейные ритуалы позволяет замедлиться и восстановить связь между членами семьи, дают ощущение стабильности.
Сохранение семейных ритуалов даже в переходные периоды, снижает конфликтность и помогает детям адаптироваться к изменениям.
Вот некоторые семейные традиции:
Ритуалы, которые учат ответственности
«Работа по дому» можно сделать позитивным семейным ритуалом, который учит ответственности. Во многих случаях дети не против помочь — в такие моменты они чувствуют себя особенными и способными.
1. Поручения. Например, каждому из членов семьи назначается своя задача, когда накрывают на стол: кто-то убирает со стола, кто-то раскладывает салфетки, кто-то кладет столовые приборы. можно делать под вашу личную (или семейную) музыкальную подборку.
2. Повторяющаяся работа по дому. Например, таблица с делами на доске в кухне, которая меняется каждое воскресенье
3. Выделенное время для работы по дому. Назначьте определенное время каждую неделю (обычно суббота или воскресенье), когда вся семья собирается и устраивает уборку. Можно включать громкую музыку, болтать, смеяться, танцевать, но работа по дому должна быть сделана.
4. Совместные проекты. Совместная работа над чем-то — это всегда весело, чистите ли вы картошку, красите стену или собираете кроватку для прибавления в семье.
Эти ритуалы показывают детям, что даже тяжелая работа может быть веселой. И они учатся ответственности с самого раннего возраста.
Ритуалы, которые помогают развить доброту и эмпатию
5. Медитация любви и доброты—когда нужно подумать о тех, кого мы любим, и послать им позитивные мысли или добросердечные пожелания. Четыре традиционных фразы: пусть ты будешь в безопасности, пусть ты будешь счастлив, пусть ты будешь здоров, пусть тебе живется легко. Но сами формулировки не важны, важно ощущение доброты и тепла.
6. Семейное волонтерство. Можно помогать приюту для животных, дому престарелых, обездоленным детям. Когда вы занимаетесь волонтерством всей семьей, вы подаете детям пример сопереживания и доброты.
Ритуалы, которые стимулируют позитивное отношение к жизни
Эти ритуалы помогают семье снять стресс, научиться размышлять и стимулируют позитивное отношение к жизни.
7. Время семейных объятий. Келли Холмс, автор книги «Счастливая-счастливая семья», придумала ритуал, который помогает ее семье замедлиться после работы, школы или детского сада и провести качественное время вместе. Каждый раз, когда семья собирается дома, они залезают на диван все вместе и обнимаются 5 минут. Они называют это «время для семейных объятий».
В результате их вечера стали счастливее и спокойнее. Они больше смеются, больше помогают друг другу и меньше спорят.
8. Как прошел день. Еще один хороший ритуал — спрашивать у членов семьи, как прошел день. Хотя его можно встроить в любой другой ритуал, например, обеда или засыпания.
Иногда говорить с детьми о том, как прошел день, нелегко. Они могут сомневаться, рассказывать или нет, или уклоняться от ответа. Есть несколько подсказок, как разговорить ребенка:
• Не используйте слова «да» и «нет». Вместо этого задавайте вопросы, начинающиеся с «почему» или «как».
• Задавайте смешные вопросы. Это не тест и не экзамен, и ваш ребенок не должен чувствовать себя припертым к стенке.
• Слушайте своих детей вместо того, чтобы руководить ими или давать какой-то конкретный ответ. Если ребенок говорит «я не знаю», объясните, что нет правильного и неправильного ответа на ваш вопрос.
9. «Выше, ниже и Буффало». Эту идею предложила директор летнего лагеря и мама пятерых детей Одри Монке. Каждый член семьи рассказывает о самом хорошем моменте за день, самом неудачном и буффало (любая вещь, о которой вы хотели бы рассказать).
Открытая коммуникация, смех, понимание настраивают на позитивный лад и сближают вашу семью.
Ритуалы, которые обеспечивают сильную связь между членами семьи
Один из лучших способов обеспечить сильную связь между членами семьи — вместе обедать или укладываться спать. Дети благодаря совместному укладыванию ощущают связь с родителями и расслабляются.
10. Массаж. Если ваш ребенок любит прикосновения, делайте ему успокаивающий массаж перед сном.
11. Песни. Выберите (или пусть ребенок выберет) любимую песню в качестве колыбельной.
12. Истории/книги. Выберите самые любимые, которые рассказываете каждый вечер, или пусть ребенок выбирает сам на каждый вечер.
13. «Спокойной ночи, нос». Ритуалы перед сном могут показаться смешными, например, каждый вечер говорить «спокойной ночи, носик», легонько нажимая на кончик носа ребенка, или «спокойной ночи, пальчики», щекоча ножки ребенка. Но для детей это важно.
14. Список любви. Когда вы говорите ребенку: «Мама любит тебя. Папа любит тебя. Бабушка любит тебя», — называя всех людей, которые любят и принимают вашего ребенка.
Очень важны обеденные ритуалы.

Совместные семейные обеды связывают с академическими достижениями, хорошим настроением и реже встречающейся депрессией и тревожностью. Они также снижают вероятность рискованного подросткового поведения.
15. Совместное время. По очереди за обедом или ужином рассказывайте, что произошло за день.
16. Совместные задачи. Пусть каждый из членов семьи вносит свой вклад в подготовку обеда или ужина.
17. Соблюдение очереди. По очереди выбирайте любимые блюда
18. Тематические обеды. Раз в неделю устраивать тематические обеды — например, блинчики по вторникам, пицца по субботам и мороженое по воскресеньям.
19. Пробовать новую кухню. Каждый месяц устраивать обед, посвященный разным культурам, или просто пробовать новый сорт сыра или еще что-нибудь новенькое. А еще можно готовить новое блюдо или печь торт в честь какого-нибудь достижения одного из членов семьи.

Не имеет значения, насколько сложным или простым будет ваш ритуал. Главное, что благодаря этому семейные обеды станут запоминающимся событием и будут приносить радость семье.
Ритуалы, которые развивают ощущение принадлежности
Это одна из тех вещей, которые дают детям чувство защищенности, принадлежности к чему-то большему и принятия.
Ритуалом может стать просто необычное приветствие или прощание.
20. Особое приветствие или прощание. Например, говорить какую-то особу. Фразу, которую будете знать только вы с ребенком. Или можно прощаться с ребенком с помощью «поцелуя в ладошке», как в сказке про енота Честера и его маму, которая на прощание оставляла в лапке поцелуй, чтобы Честеру было не скучно без нее.
21. Особое рукопожатие. Придумайте ваше личное рукопожатие с каждым из детей. Даже такой короткий ритуал демонстрирует ребенку, что он особенный и является важной частью семьи.

Праздничные ритуалы и особенные события в семье говорят ребенку, что он часть семьи и важен для нее.
Если вы отмечаете Рождество или Новый Год, попробуйте следующее:
22. Поход за елкой. Устройте из выбора елки целый ритуал, приятное событие.
23. Новогоднее украшение. Погуляйте по любимым местам в городе, полюбуйтесь на украшенный город.
24. Украшение елки. Слушайте новогодние песни, пока украшаете елку, а потом зажгите свечи и съешьте что-нибудь вкусное.
25. Традиционная елочная игрушка. Каждый год делайте сами какое-нибудь новогоднее украшение или покупайте елочную игрушку, символизирующую важное событие в уходящем году.
26. Угощение для Деда Мороза. Для Деда Мороза можно оставить печенье или другой съедобный сюрприз.
Новый год — это время подумать о том, как прошел старый год, и эти ритуалы помогут вам оглянуться назад:
27. Семейные видео. Посмотрите семейные видео или фотографии, чтобы вспомнить прошедший год, посмеяться и поговорить о самых лучших его моментах.
28. Благодарности. Заведите «банку благодарностей» — в любой момент, когда вы кому-то благодарны, запишите слова признательности на листочке и положите в банку. В конце года можно будет достать и прочитать их вслух, — это будет отличный переход от старого года к новому.
29. Песни на дни рождения. Ритуал на день рождения может быть самым простым — спеть имениннику специальную личную песню.
30. Личный торт. На день рожденья каждого из членов семьи можно готовить особенный торт (конечно же, тот, который именинник любит больше всего).
31. Завтрак, когда можно что угодно. Например, на день рождения можно устроить завтрак непослушания, когда можно есть что угодно, даже пирожные и мороженое!
32. Придумайте свой семейный праздник. В моей семье, вырастая, мы начали отмечать день мамы, день папы и день детей — изобретение моего папы. Он подписывал нам открытки и дарил что-нибудь необычное. Обычно в этот день мы ездили за молочными коктейлями и мороженым, а потом ели их все вместе.
Необычные семейные праздники тоже помогают развивать в детях чувство принадлежности к семье.
33. Тематические вечера раз в неделю или раз в месяц. Возможно, вам захочется устраивать вечер настольных игр или ночь кино раз в неделю или раз в месяц. Купите интересные игры или сделайте подборку хороших семейных фильмов и получайте удовольствие.
Придумайте специальный ритуал для таких вечеров. Например, каждый раз кино или игру выбирает один из членов семьи. Возможно, ночь кино всегда будет сопровождать попкорн, а вечер игр — пицца. Может быть, все члены семьи будут надевать пижамы и пить горячий шоколад.
34. Оладьи/блины воскресным утром. Если оладьи каждое воскресенье кажутся вам слишком частыми, устраивайте такой завтрак каждое первое воскресенье месяца.
35. Вылазки на природу. Сделайте план вылазок на природу для того, чтобы ваши прогулки проходили веселее.
36. Любимые рестораны. Отличная идея — например, есть пиццу в одном и том же местном ресторанчике после прогулки.
37. Палатка в гостиной. Устройте поход в гостиной. Поставьте палатку, приготовьте в микроволновке шоколадный торт, рассказывайте истории, показывайте театр теней — на что хватит фантазии.

         Создавая ритуалы, важно помнить, что смысл ритуала в его постоянном соблюдении, поэтому важно выбирать что-то, что понравится всем членам семьи и не потребует слишком больших усилий для выполнения.

 


 

Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний

статью подготовила педагог-психолог Шишкина В.Ю.

 

 

   Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.

  Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.

Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.

Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, - потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.

 

Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, делают его сообразительным, хитрым. Нежелательная же форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. А потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.

 

Так почему же дети «плохо» себя ведут?

Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей». Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.

 

Существует только 4 мотива, при которых дети «плохо» себя  ведут:

- привлечение внимания,

- влияние на окружение,

- месть

- избегание неудачи.

 

1 . Привлечение внимания - «мне нужно твое особое внимание».

Наверное, самое неприятное для любого человека – чувствовать себя пустым местом, когда родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие, не видят, не отвечают, не замечают - что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться. Хочется так или иначе дать понять: Я - не пустое место!

Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький ребенок, когда ему нужно внимание? Его уже научили, как просить есть, пить, но как правильно попросить внимания? Этого многие не знают даже в зрелом возрасте.

Полуторагодовалый малыш методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого всего лишь нужно сделать нечто плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит хоть какое-то внимание - пусть негативное, но внимание! У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо.

Рефлекс появился «нечаянно», но заработал, стал настолько прочным, что срабатывает в любом возрасте, стоит только человеку почувствовать себя выбитым из колеи. Мужчина уделяет мало внимания - будет скандал или пересолен ужин, дети обделяют вниманием - можно слечь с сердечным приступом. Делай плохо - и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохому», а не хорошему поведению.

2. Влияние на окружение (демонстративное поведение)-«ты мне ничего не сделаешь».

В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания» - это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу прекратит «плохо» себя вести - он достиг своей цели. Но если его поведение станет еще хуже, его цель – влияние на социум вокруг.

3. Месть-«вредить в ответ на оскорбление».

Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения - глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую ему нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому угодно.

4. Избегание неудачи – «не буду и пытаться - все равно не получится».

 

Эти тихие дети - вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.

 

Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному.

 На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. Но подумайте, как найти время для того, чтобы просто уделить ребенку внимание - он ??нуждается в этом.

Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый - демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя позитивно: дать ему право выбора, помочь почувствовать себя в чем-либо компетентным.

Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения - месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обида взаимные. Естественная реакция родителей - доказать свою правоту и настоять на своем - не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание является для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению.

 А вот тому ребенку, который избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо него, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.

 

Карающий, подумай: «А ЗАЧЕМ?!»

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Даже если уже поняли, что вы мягкие, доверчивые и нерешительны. Никакой «профилактики» никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно наказание. Даже если плохих поступков сразу совершено много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый поступок. Салат из наказаний - это блюдо не для детской души!

Наказание - не за счет любви, чтобы не произошло, не оставляйте ребенка без награды и любви, которую он заслуживает.

4. Срок давности. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, некоторые родители наказывают ребенка за плохие поступки, когда уже прошло время, забывая о том, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушений.

5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

6. Без унижения. Чтобы не произошло, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как величие вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы неправы, наказание будет действовать только в противоположную сторону.

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания ребенок должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

 

Детей воспитывает то, что их окружает!

1. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

2. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

3. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть нерешительным.

4. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

5. Если к ребенку часто проявляют снисходительность - он учится быть выдержанным.

6. Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.

7. Если действия ребенка часто одобряют - он учится оценивать себя.

8. Если с ребенком все всегда честны - он учится быть справедливым.

9. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным другим - он учится находить в этом мире любовь.

 

«Как понять своего ребенка и воспитать его счастливым?»

 

Возможность быть родителем – одна из самых счастливых миссий человечества на Земле, но в то же время самая ответственная и порой трудная.

Выносить ребенка, родить его, заботиться – анатомический фактор, заложенный генетически самой природой, а умение воспитать ребенка счастливым, жизнерадостным, уверенным в себе – более сложный, требующий много терпения, опыта и выдержки.

Для того, чтобы понять своего ребенка и стать ему лучшим другом, следует искренне любить его и придерживаться простых правил.

1. Родитель – учитель своего дитя.

Помните, что ребенок в отличие от нас, взрослых, пришел в этом мир без жизненного опыта, каждый миг он познает его, наблюдает, сравнивает, сопоставляет и делает ошибки, за который родитель не должен ругать, а должен помочь, показать верный способ решения проблемы.

Не ждите от вашего ребенка слишком многого, и не пытайтесь воплотить в нем свои неисполненные желания, помните, что у него своя судьба, и он не должен проживать вашу, вместо своей.

Например «Леночка пойдет учиться игре на гитаре, ведь у меня в детстве этого не получилось».

 

2. Уважайте выбор и мнение своего ребенка!

Возможность собственного выбора для ребенка – один из важнейших факторов становления личности и формирования правильной самооценки. Не навязывайте ребенку свое мнение!

Выслушайте его, дайте ему возможность подумать и сделать свои выводы, если в силу обстоятельств это невозможно, то спокойно направьте ребенка на вывод путем совместных бесед, чтения книг, просматривания картинок, иллюстрации или обучающих фильмов и мультфильмов, доступно объясняйте варианты исхода самых сложных ситуаций, обязательно дайте возможность ребенку рассказать, как бы он поступил в той или иной ситуации, что бы он смог сделать и чего бы побоялся.

Например: Ваня нельзя лезть на подоконник, не смей! Вместо этого следует побеседовать с ребенком: Вань, мы живем на пятом этаже, это очень высоко, как ты думаешь, что будет, если ты оступишься и сорвешься? Солнышко мое, а как же я буду жить без тебя?

Далее ребенок сам начнет рассуждать и вы можете направлять его на правильные выводы, при этом ребенку будет очень важно, что вы не просто его ругаете, а даете ему понять то, что он вам дорог.)

 

3. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка!

Для любого ребенка на протяжении всей жизни самым главным авторитетом являются его родители, независимо от их расового происхождения, социального положения, профессии и др.

Ребенок бессознательно доверяет своим родителям, верит, и рассчитывает на то, что мама и папа всегда найдут правильный ответ на любой вопрос.

Но часто бывает так, что родитель не может или не хочет отвечать на вопросы, объясняя это тем, что был сложный рабочий день, или сейчас идет трансляция важного футбольного матча.

Этой, по мнению многих родителей, казалось бы «мелочью» вы отдаляете от себя ребенка, наносите ему душевную боль, порой незаметную вами! Ребенок может замкнуться в себе и перестать интересоваться окружающим миром.

Худший исход игнорирования вопросов ребенка может вылиться в плохую успеваемость в школе, и виноват будет не ваш малыш!

Не бойтесь сложных вопросов! Если вы не уверенны в правильном ответе, предложите ребенку найти ответ в книге, журнале или даже в интернете, давая возможность понять ребенку, что интернет это не только игры, мультфильмы и развлечения, но и большой источник полезной информации!

 

4. Встаньте на место своего ребенка.

Один из важнейших и нужных методов общения с ребенком.

Взгляните на сложившуюся ситуацию глазами и чувствами ребенка, а если это очень сложно для вас, то вспомните свое детство и общение с родителями.

Вспомните, что больше всего огорчало вас, а что радовало? Что вы ждали от своих родителей, ласки, добра, больше понимания, заинтересованности в вас и т. д?

Какой из методов ваших родителей, по вашему мнению, был наиболее эффективным?

Помните, что на протяжении всей жизни отношения между вами и детьми будут проходить по модели поведения «мама – ребенок или папа – ребенок», независимо от возраста детей!

 

5. Будьте с ребенком «на одной волне»

Дайте возможность ребенку понять, что в душе вы тоже немножечко ребенок, ведь не зря же говорят, что взрослые – это всего лишь выросшие дети!

Не бойтесь выглядеть глупо!

Играйте с ребенком, веселитесь, смейтесь, смотрите смешные мультфильмы вместе, обсуждайте его жизнь в детском саду и школе, на игровых площадках, увлекайтесь общим хобби и, просто беседуйте на любые темы.

Вы увидите, что ваш ребенок станет более открытым, жизнерадостным и активным, ведь вы – главный пример для подражания! Пусть в вашей жизни будет как можно больше улыбок и смеха!

 

6. Искренне любите своего ребенка таким, какой он есть!

В мире не бывает идеальных детей, да и взрослых людей тоже!

То, каким станет ваш малыш, зависит не только от генетических факторов, но и от того, как вы воспитываете вашего малыша, что вы пытаетесь вложить в него и каким вы хотите его видеть.

Чаще хвалите ребенка за хорошие поступки, идеи и собственные выводы, проявляйте ласку и добро, заботу и нежность. Цените ребенка, за то, что он у вас есть!

Рада была представить рекомендации для родителей по простым методам воспитания ваших деток, выработанных на основе воспоминаний о своем детстве, за что от всей души благодарю своих родителей и искренне надеюсь, что у вас получится воспитать счастливых детей и самим быть не менее счастливыми!

 


Как говорить с детьми о коронавирусе: правила

Чтобы развеять страхи и тревоги, нужен открытый и честный разговор.

   Даже если вам кажется, что ваш ребенок особо не следит за новостями о коронавирусе, скорее всего, он чувствует, как нервничают взрослые, обсуждая между собой пандемию. Он может слышать что-то на эту тему от друзей, родственников, видеть сюжеты по телевизору, многое не понимать и пугаться. Вместо того чтобы пускать все на самотек, родителям стоит обсудить с ребенком происходящее в мире и помочь ему справиться со страхом и тревогой. Только психологи советуют делать это в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.

   Дошкольники вполне могут очень интересоваться коронавирусом. Возможно, они будут задавать вопросы о микробах, докторах, или даже о смерти. Больше всего детей из этой возрастной группы обычно беспокоит безопасность, поэтому успокойте их, сказав, что взрослые в курсе и вовсю заботятся о том, чтобы все люди были здоровы. Дошкольники также могут волноваться, не заболеют ли их родители, родственники и друзья. Тут можно сказать, что все делают все возможное, чтобы не заболеть и заботятся о других.

   Напомните детям о важности частого и правильного мытья рук. Расскажите, что нельзя трогать лицо руками, а когда кашляешь или чихаешь, нужно закрывать рот и нос платком. Это даст детям ощущение контроля над ситуацией и снизит тревожность.

   Старайтесь отвечать на вопросы медленно, ясным и понятным языком, не используя сложных слов и выражений. Если ребенок не понимает слово «вирус», можно сказать, что это такой микроб, который делает людей больными. Не стоит говорить, что от коронавируса можно умереть. Лучше сказать, что большинство людей благополучно выздоравливает, а дети вообще болеют редко и легко.

   Дошкольники не всегда умеют отличать фантазии от действительности, поэтому ограничьте их доступ к новостям. Как и у малышей, у дошкольников тоже могут проявляться невербальные признаки тревожности – например, нежелание идти в детский сад, капризность и плаксивость. Поэтому поддержание режима дня приобретает еще большее значение.

 

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения