Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

группа "Капельки"

Профиль  тяжелое нарушение речи
Ссылка на сайт группы

 https://vk.com/club114731478

Ссылка на ФГОС

 http://www.95frspb.caduk.ru/mmagic.html?page=/sveden/edustandarts.html

Нормативная наполняемость группы  15
Фактическая наполняемость группы  15

 

 Скорнякова Наталья Николаевна

Должность: учитель-логопед

Стаж: 10 лет

 

 Домкина Галина Романовна

Должность: воспитатель

Стаж: 30 лет

 

 Чаплинская Ирина Дмитриевна

Должность: воспитатель

Стаж: 14 лет


  

 «Игра как средство коррекции личностных особенностей дошкольников»

 Статья составлена воспитателем группы "Капелька" Чаплинской И.Д.

 

     Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребёнка. Игра для дошкольников -  наиболее естественная и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Именно в игре у ребёнка есть возможность выплеснуть свой негативный  опыт , «отреагировать» на ситуации, которые в жизни им сложны, запутаны и неприятны.

      Кроме того, в игре дети учатся взаимодействовать с другими людьми.

Игровая деятельность помогает ребёнку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и приобрести навыки социального поведения.

     Проблема преодоления поведенческих и личностных проблем у ребёнка посредством игры широко изучалась  отечественными и зарубежными исследователями и психологами. Они выделили определённые игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребёнка, как коррекционные, которые в свою очередь можно разделить на два основных направления и практически  использовать в работе с дошкольниками.

     Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, в которых поведение ребёнка направляется на полную самореализацию .             Цель такой игровой коррекции состоит в помощи ребёнку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой ситуации состоит в создании или в  восстановлении  отношений между ребёнком и взрослым.

      В ходе проведения подобной игры ребёнок получает возможность играть как ему хочется. Взрослый принимает игру ребёнка, не требует ни каких изменений, создаёт чувство безопасности и вседозволенности, веру в возможности ребёнка , избегает указаний и оценок, но демонстрирует ребёнку сочувствие, отражая его чувства в речи так , что ребёнок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности понимания ребёнка и даёт ему возможность самому справиться со своими проблемами.

     Второе направление  в практике использования коррекционных игр предполагает проигрывание взрослым вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.

     Под коррекционными играми  понимают игры, в которых смоделированы определённые особенности поведения ребёнка, игры специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения.

     Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр для коррекции поведения дошкольников, преодоление у них повышенной тревожности и страхов, является А.И. Захаров. Его игры строятся по типу игр- драматизаций, отличаются от них более свободным сюжетом, отсутствие декораций, специально разучиваемых слов. Им разработаны принципы проведения и организации игр.

     А.И.Захаров подчёркивает, что, поскольку правила коррекционной игры накладывают

определённые ограничения, даже дети с психоподобным поведением, нередко претендующие на ведущие роли, вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик – « хочу и всё».

     В исследованиях А.И.Захарова и А.С .Спиваковской разработаны принципы проведения и организации коррекционных игр, которые имеют большое значение для

педагогической работы с поведенческими проблемами старших дошкольников.

По мнению исследователей коррекционные игры позволяют преодолеть многие проблемы взаимоотношений в детском коллективе; они также эффективны в коррекции страхов, неуверенности, застенчивости у отдельных детей ,смягчении проявлений рассторможенно - агрессивной и конфликтной форм поведения.

     В работах М.А. Чистяковой, Н .В. Самоукиной  разработаны системы коррекционных занятий для дошкольников. В процессе игровой коррекции особое внимание уделяется этюдам, направленным  на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В них дети учатся правильно передавать и воспринимать различные состояния и черты характера героев( этюды «Чуня-задавака», « Смелый заяц», « Ябеда»).

В сюжетных этюдах игровая коррекция специально направлена на преодоление негативных черт у детей – ревности, жадности, упрямства( этюды « Мальчик – наоборот», « Сердитая Маша». После разыгрывания этюдов проводится совместное обсуждение поведение героев выбор оптимального способа поведения героев и проигрывание этюдов  с позитивным поведением героев и благополучным финалом. Особое внимание уделяется

индивидуальным этюдам, которые подбираются исходя из конкретных негативных особенностей черт характера и поведения ребёнка, но в другой ситуации.

     В настоящее время наблюдается большое количество поведенческих проблем у современных дошкольников, с которыми сталкивается воспитатель –недображелательность, агрессивность, импульсивность, или, наоборот, чрезмерная застенчивость, неуверенность, непоседливость, вспыльчивость ,замкнутость . Поэтому возникает необходимость помочь ребёнку научиться правильно  понимать эмоции других,

адекватно эмоционально реагировать в проблемных  ситуациях ,научить их навыкам социального поведения.

Коррекционные игры и упражнения позволяют в определённой степени   преодолевать

эти проблемы. Подобные игры эмоциально насыщенны, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать развитию основ их эмоциональной культуры.

Ещё одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие

и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование отдельных коррекционных игр (драматизации , коммуникативных игр, этюдов) , включая их в повседневную деятельность дошкольной группы.

          Таким образом, коррекционные игры являются эффективным средством развития у дошкольников навыков и умений социального поведения.

 

Литература.     

Игра и дошкольник: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред, Т.И. Бабаевой, З.А.  Михайловой. – СПб., « Детство-Пресс», 2004.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.,2002.

Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.

Самоукина Н.В. Игра в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. 

Дата последнего обновления страницы 07.02.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения