| ||||||||||
|
| |||||||||
группа "Божьи коровки"
http://www.95frspb.caduk.ru/mmagic.html?page=/sveden/edustandarts.html
Мотько Майя Борисовна Должность: учитель-логопед Стаж: 24 года
Баженова Наталья Александровна Должность: воспитатель Стаж: 11 лет
Лисицина Анастасия Александровна Должность: воспитатель Стаж: 4 года
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР (III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) Статья составлена логопедом Мотько М. Б.
В современных исследованиях по проблеме логопедического сопровождения образовательного процесса [2,5] доказано, что своевременное становление речевого мышления как результата нормативного развития речемыслительной деятельности в дошкольном возрасте, является предпосылкой успешного усвоения школьной программы. Данный тезис обусловлен тем, что развитие ребенка на разных ступенях обучения связано с переходом от одной формы мышления к другой, в достаточном объеме обеспечивающей функционирование ведущего вида деятельности. В школьном периоде востребованным в учении становится понятийное мышление, поэтому так важно обеспечить формирование всех аспектов речемыслительной деятельности в рамках дошкольного образования. Речемыслительная деятельность, благодаря своему «отражающе-преобразовательному» характеру помогает ребенку в восприятии и осмыслении поступающей информации, ее реконструкции для дальнейшего использования в речевой практике. Ее полноценное становление становится возможным лишь при нормальном развитии речи и мышления, формировании их в едином континууме. В связи с этим, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) возникают определенные сложности в формировании речевого мышления. В научной литературе под ОНР понимают «симптомокомплекс, связанный с формированием речевых патологий, у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: «лексического, грамматического и фонетического» [3,c 24]. В нашем исследовании мы изучаем специфику формирования речевого мышления у детей с ОНР III уровня. Основные характеристики речевых патологий данной группы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Речевые патологии у детей с ОНР III уровня [5,c.17] Анализ исследований по проблеме становления речемыслительной деятельности старших дошкольников с ОНР, позволяет выделить ее основные характеристики: бедный пассивный словарный запас, неточное понимание и актуализация новых слов (выходящих за пределы обозначения типичных повседневных действий), несформированность «семантических полей». Особо подчеркивается «недостаточность развития внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот»[6,c.200]. Развитие речевого мышления осложняется в связи со значительным расхождением в объеме пассивного и активного словаря, что приводит к трудностям в обозначении ряда предметов и явлений окружающего мира. Дошкольники понимают значение слов, но употребить их в речи не могут. Наибольшую сложность представляет усвоение и употребление слов, имеющих семантику обобщения, обозначения качеств, признаков и состояний предмета. Также отмечаются наличие ошибок в осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа и классификации. В исследованиях К.А. Яцышиной и соавторов доказано, что в развитии речевого мышления детей с ОНР III уровня имеют место быть: «негативные изменения в формировании смысловых компонентов речевой системы» [6,c.199]; нарушения словесно-логического мышления; доминирование «предметного» словаря, стереотипность речи. Недостаточное развитие речевого мышления выражается также в нарушениях связной речи, в особенности в построении монологического высказывания как произвольного вида речи [4,c.335]. Так у детей возникают трудности в передаче логического соответствия при пересказе; установлении причинно-следственных связей, следовании замыслу и плану. Связный рассказ о предмете дети заменяют сбивчивым перечислением его признаков, отсутствует завершенность повествования. Творческий подход к пересказу также заблокирован вследствие недостатка слов-понятий для оформления своих мыслей, а также неумения продуцировать новые слова. Для перехода в генезисе форм мышления от наглядно-образного к словесно-логическому дошкольникам с ОНР III уровня требуется достижение определенного уровня познавательного развития, сформированности всех аспектов речемыслительной деятельности в соответствии с нормой. Говоря о формировании речевого мышления, авторитетные исследователи проблемы предлагают внедрять в психолого-педагогический процесс программы коррекционного обучения. Цель обучения: развитие целостной языковой системы дошкольников, с акцентом на формирование лексических и грамматических средств, а также становление навыков связной речи. У дошкольников с ОНР III уровня к задачам коррекционного воздействия относят: «помощь в освоении лексико-грамматических и фонетических средств», совершенствование навыков фразовой и связной речи, развитие понимания речи. В исследованиях Е.В. Самойленко [2, c.88] постулируется необходимость формирования всех аспектов речи совместно с активизацией мыслительной деятельности (развитием когнитивных процессов восприятия, внимания, аналитической деятельности и логических операций мышления).Автор уточняет направления коррекционной работы по развитию речевого мышления детей с ОНР III уровня: 1) Развитие критичности мышления детей. 2) Становление навыков в понимании речи и обосновании своих высказываний. 3) Формирование умений обобщать и анализировать наглядный материал. 4) Развитие навыков выделения и словесного обозначения общих свойств предметов. Для достижения целей логопеды [2,3,6] рекомендуют осуществлять работу в игровой форме, последовательно включая наглядно-образное и словесно-логическое мышление в выполнение заданий. Так, на 1 этапе - использовать задания на основе игр с наглядным материалом (с целью развития операций мышления). Мы, вслед за Н.В. Бакиной, считаем, что «наглядное моделирование значительно повышает качество обучения детей с ОНР составлению своих собственных высказываний»[1,c.2], благодаря развитию навыков распознавания и называния ключевых свойств предметов, пониманию системы взаимосвязей в объективной реальности. На 2 этапе рекомендуются игры с использованием вербального контента (игры на угадывание слов, придумывание загадок и т.д.); на 3 этапе – заданий и игр на основе звукового материала (например, игры на составление новых слов, разгадывание ребусов, узнавание слов и т.д.). Таким образом, в формировании речевого мышления старших дошкольников с ОНР III уровня необходима организация коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей взаимодействие умственного и речевого развития, в частности, совершенствование лексической базы - расширение семантического поля языковой системы; становление умений словообразования, а также построения грамматически правильных предложений в структуре связной речи. Главным фактором коррекционной работы должно стать следование принципу обеспечения активной речевой практики наряду с всесторонним развитием произвольности познавательных психических процессов, коррелирующих с качеством речевого развития в целом. Список литературы: 1. Бакина Н. В. Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. 2017. 2. Самойленко Е.В., Лихачева Н.Н. Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Приволжский научный вестник. - 2014. - №12-4 (40) –C.88-89. 3. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. 4. Симкин М. Л., Гелихова К. О. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. 5. Яцышина К. А., Пащенко Е. В., Отева Н. И. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020.
«Петербургская семья - традиции и современность»
воспитатели подготовительной группы Баженова Наталья Александровна Лисицына Анастасия Александровна
В нашем учреждении на протяжении длительного времени реализуется проект «Большая дорога маленького гражданина», основной целью проекта является нравственно-патриотическое воспитание. В современных условиях с принятием новой Конституции, с утверждением «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», тема патриотизма является приоритетной в сфере воспитания детей. Подрастающее поколение в будущем- это высоконравственные личности, разделяющие российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способные реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовые к мирному созиданию и защите Родины. Для достижения поставленных целей, мы- педагоги, хотим и должны играть активную роль по созданию благоприятных условий для детей и обеспечивать им поддержку на всех этапах взросления. Все мы знаем, что самая прочная связь между поколениями – семья. Каждый человек должен отдавать тепло, ласку, проявлять уважение к родителям, с любовью и заботой воспитывать своих детей. А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, люди воспитывают будущую историю каждой страны, а значит историю нашего существования». В процессе воспитания необходимо привить ребенку уважение и почет к старшим. Так возник наш проект «Петербургская семья- традиции и современность: Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями». Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и семейных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Целью нашего проекта стало формирование у дошкольников понятий «семья», «традиции», «старшее поколение», «Родина», а также повышение роли семейных ценностей в жизни ребенка через знакомство с народными и семейными традициями, в свойственной для детей игровой деятельности. Работая над проектом, мы расширили представления детей о семье, родословной, разобрались в родственных связях, тем самым обогатили знания детей о ближнем окружении. Развивали интерес к народным и хороводным играм, песням, танцам. Объединились с родителями, бабушками и дедушками в творчестве, в играх, в совместной театрализованной деятельности. Работу по проекту можно разделить на несколько этапов, по которым строилась наша деятельность: подготовительный, основной и завершающий. Подготовительный этап понадобился, для углубленного погружения в тему проекта, что позволило нам, изучить и подготовить материалы, осуществить подбор методической и художественной литературы, создать банк презентаций, картотек, видеоматериалов. В поисках новых форм взаимодействия и для выявления запросов родителей и уровня их педагогической грамотности по теме проекта было проведено анкетирование, что позволило определить: знакомят ли родители своих детей с народными традициями и обычаями, считают ли это важным; необходима ли помощь со стороны детского сада в проведении такой работы. Необходимость включения семьи в работу проекта объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Все это создает благоприятное условие для нравственно-патриотического воспитания детей. Основной этап начался с тематических бесед с детьми по теме: «Моя семья». В группе были созданы портфолио на каждого ребенка «Моя семья», где разместилась информация и фотографии о каждом ребенке и его семье (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестра), собранные портфолио позволили нам оформить фото-выставку «Папа, мама, я –счастливая семья». Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: · корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; · семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями, мы использовали такую форму работы, как построение «Генеалогического дерева». К этой работе привлекли родителей, беседовали с ними по созданию эскизов, на сайте «в контакте» поместили консультацию с рекомендациями по построению «родословного древа». Целью было: вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. Для более полного погружения в проект и реализации поставленной задачи и привлечение родителей. Мы предложили родителям сочинить сказку «Я –родился», (о рождении ребенка, об имени, о черте характера присущей ребенку). «Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребенок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, — это особая реальность мира чувств. Она раскрывает рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности, и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним». К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность- это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Сказки сочиненные нашими родителями были реалистично- сказочными и невероятно творческими, интересными. Оформление этих сказок и иллюстрации добавили особый интерес не конкретной семьи, а всех участников проекта. Дети всей группы с интересом рассматривали созданные родителями и детьми книги, и с таким же интересом слушали их. Были разработаны маршруты выходного дня для каждого воспитанника и его семьи «Семейные осенние прогулки», «Мы гуляем всей семьей по Петербургу. Такие прогулки укрепляют связь родителя и ребенка, дают новые знания. Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Ещё недавно в нашей стране в силу определённых социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать внуков. Создавая наш проект, мы преследовали идею почитания близких, старшего поколения. Именно поэтому мы не обошли праздник, посвящённый «бабушкам и дедушкам». 1 октября по традиции празднуется день «Пожилого человека». Для этого мы специально сделали выставку «Бабушкин сундук или моя бабушка мастерица». Родители очень помогли создать эту выставку. На этой выставке были и вязанные вещи, и эксклюзивные ручные куклы, картины. Такие выставки укрепляют интерес детей к близким людям, гордость за них, усиливают чувство привязанности, желание самому что- то сделать для членов своей семьи. В нашем саду прошла прекрасная выставка родительских работ «Увлечение и хобби моих родителей», здесь были представлены разнообразные работы родителей, сделанные своими руками. Родители очень воодушевились такой задумкой, а мы были приятно удивлены творческим потенциалом наших родителей. Наш проект нацелен на познание, творчество и формирование у детей представлений о семейных традициях, связанных с трудом, отдыхом, занятиями спортом, семейными праздниками, увлечениями. Участие взрослых (педагогов, родителей) является важной составляющей оставляющей совместной реализации детского замысла. Подчёркивая необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями, и детьми, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Всё это помогает дошкольникам понять значение нравственных основ семьи, социальных традиций. В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину. В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу. Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей. За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали. Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом. Использованная литература: 1.Вераксы Е.Н, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред..– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с. 2. Кочетова Н.А, Жёлтикова И.А., Тверетина М.А..Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост... – Волгоград: Учитель, 2014. 5.Нечаевой В.Г.. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред..- М., Педагогика, 2006г. 6. Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е.К.Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7.Семенака. С.И.. «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.:АРКТИ, 2010. 8.Воспитатели онлайн, https://vospitatel.online/22878-semya-traditsii-i-sovremennost 9.Научная электронная библиотека-Elibrary.ru, https://elibrary.ru/item.asp?id=45804469 10.СтудРеф.ру, https://studref.com/442283/sotsiologiya/sovremennaya_semya
| ||||||||||
| ||||||||||
Дата последнего обновления страницы 07.02.2023 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |