Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

Страница логопедов

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию для ознакомления РЕЧЕВУЮ КАРТУ ребенка с общим недоразвитием речи: документ

 

 


 

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи

у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Статья составлена Шевьевой Людмилой Ивановной,

учителем-логопедом высшей квалификационной категории.

 

Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, наблюдал, что интонационная выразительность речи у них развита недостаточно.

Чтение стихов, даже если они хорошо выучены, характеризуются монотонностью. Часто дети испытывают трудности с передачей вопросительной и восклицательной интонации. У детей не получается ее передать, даже подражая взрослому. Поэтому эта работа является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта работа включает в себя, прежде всего, развитие речевого дыхания, работу над всеми видами интонации.

Комплексный подход в решении этой задачи осуществляется на всех занятиях: на занятиях учителя-логопеда, музыкальных и физкультурных занятиях, при выполнении заданий учителя-логопеда воспитателями.

Кроме того, очень важную роль в выработке интонационной выразительности играет литературное чтение. Здесь важен не только подбор материала, но и творческий подход педагогов.

Начиная с младшего дошкольного возраста, детям предлагается послушать, а затем и повторить с заданной интонацией, небольшие потешки. Зная, как эмоционально малыши реагируют на различные сюрпризные моменты, можно легко подвести их к эмоциональному высказыванию. Достаточно только спрятать игрушку в «домик» и разыграть целую сценку. Пытаясь «выманить» лисичку из норы, педагог умоляет её: «Иди, лиса, иди ко мне!» Лисичка, конечно выходить не желает, а дети незаметно подключаются к этой игре и на разные голоса упрашивают её выйти.

Даже используя привычную для всех игру «Лото», взрослый может по-разному называть картинки. Он может спрашивать:» У кого волк? У кого лиса? У кого тигр?» Но можно и так: «У кого волчок – серый бочок? У кого хитрая лисичка охотится за птичкой?» В этом случае, наблюдая за самостоятельно играющими детьми, педагог заметит, что они с удовольствием используют эти фразы, стараясь произносить их с той же интонацией, что и взрослый.

Дидактическая игра «Кто взял игрушку?» учит детей интонационно правильно задавать вопросы участникам игры.

 С помощью считалки дети выбирают водящего, который должен видеть, кто из детей взял игрушку. Дети держат руки за спиной, а водящий спрашивает детей, называя по имени: «Петя, у тебя робот?», «Катя, у тебя кукла?» и т.д.

В старшем возрасте детям можно предложить взять на себя роль педагога. С опорой на предметные картинки ребенок задает вопросы своим «ученикам», в случае необходимости подсказывает правильный ответ. Конечно, необходимо провести предварительную работу с ребенком, задающим вопросы.

В работе над интонационной выразительностью речи настоящей «палочкой-выручалочкой» является классическая детская литература: произведения К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, Агнии Барто, Елены Благининой.

Используя эти произведения у педагога появляется прекрасная возможность чтения стихов по ролям. Что только стоит «Телефон» К. И. Чуковского. Здесь и крокодил, который «со слезами просил», и галдящие газели, и мартышки, просящие книжки. По ролям можно легко разыграть стихотворение С. Я. Маршака «Кто колечко найдет». Также очень важно использовать кукольный театр, показывая всеми любимые сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д.

Важно увлечь детей, заинтересовать необычным сюжетом, побудить детей к совместному творчеству. Дети старшего возраста сами могут смастерить героев сказки. Например, из бумаги можно сделать животных, людей, сказочных героев. При этом, у каждого ребенка это будет свой герой, неповторимый и индивидуальный. Дети учатся распределять роли для показа сказки, учатся договаривать друг с другом. Диалог, возникающий между детьми, носит эмоционально окрашенный характер, что, конечно же, служит достижением нашей цели.

Работа над интонационной выразительностью речи помогают детям не только развитию чёткости дикции, но и развивает коммуникацию, и, в конечном итоге, помогает успешному усвоению школьной программы.

 


  

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.

Статья составлена Алферовой Натальей Валерьевной,

учителем-логопедом высшей квалификационной категории.

 

     В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока – Ворона», «Ладушки»… Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития детской речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по развитию движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

    Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1.Выполнение упражнений и движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи и мышления.

2.Игры с пальчиками развивают координацию движений кистей и пальцев рук, умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3.Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий наглядный материал).

6.В результате выполнения упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это и в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.  

 

    Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое нарушение происходит своевременно.

 

    С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

1)      Поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

2)      Разминать  и растирать каждый пальчик вдоль, затем – поперёк;

3)      Растирать пальчики спиралевидными движениями.

Уже с 10 месяцев ребёнка можно и нужно учить:

- катать между ладошками пальчиками шарики и палочки разного размера;

- рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

- перекладывать из одной коробки в другую разные предметы (безопасные для малыша) одной или двумя руками одновременно.

Сначала можно выполнять некоторые упражнения в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. По мере освоения движений ребёнок начинает выполнять их самостоятельно, а взрослый только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить, и сделать упражнения сам.

 

    ПОМНИТЕ!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.

Иначе результата не будет. Занимайтесь ежедневно около 2-5 минут. Во время занятий надо следить за состоянием ребёнка: если он начал скучать или утомился, то необходимо сменить задание или прервать занятие.

Сначала все упражнения для пальчиков выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

Существует много разнообразных игр и упражнений для развития мелкой моторики кистей рук. Например:

- разминать пальцами пластилин и глину;

- катать по столу маленькие шарики, карандаши;

-двумя пальцами (сначала указательным и средним, а затем средним и безымянным) «ходить» по столу, изображая различные способы передвижения пешком;

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

- завязывать и развязывать узлы на толстой верёвке или шнурке;

- нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку;

- застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, крючки;

- различные игры с конструктором, мозаикой, различного размера кубиками;

- рисовать в воздухе различные фигуры всей рукой и одной только кистью руки. Упражнения выполняются сначала правой, затем левой рукой;

- мять пальцами поролоновые и резиновые игрушки, губку;

- рисовать, раскрашивать, штриховать;

- вырезать различные фигуры ножницами;

- рисовать цветными мелками, акварелью, карандашами, ручкой и т.д.

     Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка). Упражнения, которые требуют использования каких-либо предметов (которые почти всегда есть в обиходе), тоже не менее интересны для ребёнка.

     Стихи, сопровождающие упражнения, – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

 

Требования к проведению игр:

1.      При проведении игр важна последовательность (от простого к сложному).

2.      Не следует ожидать немедленных результатов, т.к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением.

3.      Занятия должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.

4.      Никогда не начинайте занятия, если Вы утомлены, раздражены или озабочены какими-то проблемами; если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой.

5.      Недопустимо переутомление ребёнка в игре, которое может привести к негативизму.

Многократное повторение станет радостным, интересным, особенно когда с малышом занимаются близкие ему люди – мама, папа, бабушка, дедушка. 

Весёлых вам занятий и хорошего настроения!

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

(III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

                                                                   Статья составлена логопедом Мотько М. Б.  

 

В современных исследованиях по проблеме логопедического сопровождения образовательного процесса [2,5] доказано, что своевременное становление речевого мышления как результата нормативного развития речемыслительной деятельности в дошкольном возрасте, является предпосылкой успешного усвоения школьной программы. Данный тезис обусловлен тем, что развитие ребенка на разных ступенях обучения связано с переходом от одной формы мышления к другой, в достаточном объеме обеспечивающей функционирование ведущего вида деятельности. В школьном периоде востребованным в учении становится понятийное мышление, поэтому так важно обеспечить формирование всех аспектов речемыслительной деятельности в рамках дошкольного образования.

Речемыслительная деятельность, благодаря своему «отражающе-преобразовательному» характеру помогает ребенку в восприятии и осмыслении поступающей информации, ее реконструкции для дальнейшего использования в речевой практике. Ее полноценное становление становится возможным лишь при нормальном развитии речи и мышления, формировании их в едином континууме. В связи с этим, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) возникают определенные сложности в формировании речевого мышления. В научной литературе под ОНР понимают «симптомокомплекс, связанный с формированием речевых патологий, у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы: «лексического, грамматического и фонетического» [3,c 24].

В нашем исследовании мы изучаем специфику формирования речевого мышления у детей с ОНР III уровня. Основные характеристики речевых патологий данной группы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Речевые патологии у детей с ОНР III уровня [5,c.17]

Анализ исследований по проблеме становления речемыслительной деятельности старших дошкольников с ОНР, позволяет выделить ее основные характеристики: бедный пассивный словарный запас, неточное понимание и актуализация новых слов (выходящих за пределы обозначения типичных повседневных действий), несформированность «семантических полей». Особо подчеркивается «недостаточность развития внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот»[6,c.200].

Развитие речевого мышления осложняется в связи со значительным расхождением в объеме пассивного и активного словаря, что приводит к трудностям в обозначении ряда предметов и явлений окружающего мира. Дошкольники понимают значение слов, но употребить их в речи не могут. Наибольшую сложность представляет усвоение и употребление слов, имеющих семантику обобщения, обозначения качеств, признаков и состояний предмета. Также отмечаются наличие ошибок в осуществлении мыслительных операций синтеза, анализа и классификации.

В исследованиях К.А. Яцышиной и соавторов доказано, что в развитии речевого мышления детей с ОНР III уровня имеют место быть: «негативные изменения в формировании смысловых компонентов речевой системы» [6,c.199]; нарушения словесно-логического мышления; доминирование «предметного» словаря, стереотипность речи. Недостаточное развитие речевого мышления выражается также в нарушениях связной речи, в особенности в построении монологического высказывания как произвольного вида речи [4,c.335]. Так у детей возникают трудности в передаче логического соответствия при пересказе; установлении причинно-следственных связей, следовании замыслу и плану. Связный рассказ о предмете дети заменяют сбивчивым перечислением его признаков,  отсутствует завершенность повествования. Творческий подход к пересказу также заблокирован вследствие недостатка слов-понятий для оформления своих мыслей, а также неумения продуцировать новые слова.

Для перехода в генезисе форм мышления от наглядно-образного к словесно-логическому дошкольникам с ОНР III уровня требуется достижение определенного уровня познавательного развития, сформированности всех аспектов речемыслительной деятельности в соответствии с нормой.

Говоря о формировании речевого мышления, авторитетные исследователи проблемы предлагают внедрять в психолого-педагогический процесс программы коррекционного обучения. Цель обучения: развитие целостной языковой системы дошкольников, с акцентом на формирование лексических и грамматических средств, а также становление навыков связной речи. У дошкольников с ОНР III уровня к задачам коррекционного воздействия относят: «помощь в освоении лексико-грамматических и фонетических средств», совершенствование навыков фразовой и связной речи, развитие понимания речи.

В исследованиях Е.В. Самойленко [2, c.88] постулируется необходимость формирования всех аспектов речи совместно с активизацией мыслительной деятельности (развитием когнитивных процессов восприятия, внимания, аналитической деятельности и логических операций мышления).Автор уточняет направления коррекционной работы по развитию речевого мышления детей с ОНР III уровня:

1)              Развитие критичности мышления детей.

2)              Становление навыков в понимании речи и обосновании своих высказываний.

3)              Формирование умений обобщать и анализировать наглядный материал.

4)               Развитие навыков выделения и словесного обозначения общих свойств предметов.

Для достижения целей логопеды [2,3,6] рекомендуют осуществлять работу в игровой форме, последовательно включая наглядно-образное и словесно-логическое мышление в выполнение заданий. Так, на 1 этапе - использовать задания на основе игр с наглядным материалом (с целью развития операций мышления). Мы, вслед за Н.В. Бакиной, считаем, что «наглядное моделирование значительно повышает качество обучения детей с ОНР составлению своих собственных высказываний»[1,c.2], благодаря развитию навыков распознавания и называния ключевых свойств предметов, пониманию системы взаимосвязей в объективной реальности. На 2 этапе рекомендуются игры с использованием вербального контента (игры на угадывание слов, придумывание загадок и т.д.); на 3 этапе – заданий и игр на основе звукового материала (например, игры на составление новых слов, разгадывание ребусов, узнавание слов и т.д.).

Таким образом, в формировании речевого мышления старших дошкольников с ОНР III уровня необходима организация коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей взаимодействие умственного и речевого развития, в частности, совершенствование лексической базы - расширение семантического поля языковой системы; становление умений словообразования, а также построения грамматически правильных предложений в структуре связной речи. Главным фактором коррекционной работы должно стать следование принципу обеспечения активной речевой практики наряду с всесторонним развитием произвольности познавательных психических процессов, коррелирующих с качеством речевого развития в целом.

Список литературы:

1.              Бакина Н. В. Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. 2017.

2.              Самойленко Е.В., Лихачева Н.Н. Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Приволжский научный вестник. - 2014. - №12-4 (40) –C.88-89.

3.              Соловьева Л. Г.  Логопедия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. 

4.              Симкин М. Л., Гелихова К. О. Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Шашкина Г. Р.  Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. 

5.              Яцышина К. А., Пащенко Е. В., Отева Н. И. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020.


 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ. 

  Статья составлена учителем-логопедом Спасеновой Е.П. 

 

Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа.

Маленькие, коротенькие рифмованные фразы –

великолепные упражнения для отработки правильной,

чёткой и грамотной речи.

Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

 

   Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возра­сте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплек­сов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письмен­ную речь, что ведёт к снижению успеваемости.

   Конечно, серьёзные речевые дефекты – предмет сферы деятельности врачей-логопедов. Но всё же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь — прежде всего заслуга семейного воспитания.

     Эта часть книги — своеобразный тренажёр, а игровые задания – своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.

    Все скороговорки сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками, что значительно облегчает отработку наиболее проблемных звуков именно у вашего малыша.

    Яркие красочные иллюстрации не только поднимают настроение, но и помогают понима­нию некоторых слов и фраз. Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало упо­требляемые слова (в книге они помечены *), но содержащие необходимые звуки и звукосоче­тания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

 

    Как работать со скороговорками?

1. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой ско­роговорки на иллюстрации.

2. Если рядом со скороговоркой есть вопросы, помогите ребёнку ответить на них.

3. Попросите его объяснить сложные слова (они отмечены звёздочкой) или объясните их значение сами.

4. Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

5. Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

6. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

7. Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хло­пать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

8. Устройте соревнование (с мамой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговор­ку. Время замечать можно по секундной стрелке.

9. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

 

    Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно ус­ложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести её, поменяв местами начало и конец. Например:

                  У бабы – бобы, у деда – дубы. У деда — дубы, у бабы – бобы.

 

      Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совмест­ные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стреми­тельное время.

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения