| ||||||||||
|
| |||||||||
группа "Светлячки"
http://www.95frspb.caduk.ru/mmagic.html?page=/sveden/edustandarts.html
Полянская Светлана Николаевна Должность: учитель-логопед Стаж: 13 лет
Матина Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Стаж: 13 лет
"Что делать если ребенок не говорит?" Уроки по стимулированию речевой активности детей Статью составила учитель-логопед Полянская Светлана Николаевна
1 ЭТАП. Необходимо добиться у ребенка желания разговаривать Попробуйте сделать следующее: 1. Расположитесь с ребенком где-нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. Говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь. 2. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками. Очень важно чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но, с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би-би» или «Ту-ту». 3. Пытайтесь установить словесный контакт с ребенком. В ходе игры спросите его: «Как гудит машина?» И сами отвечаете на этот вопрос: «Би-би», — с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би-би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним!
2 ЭТАП. Формируем речь Для этого взрослый (мама, папа, бабушка и т.д.) должен организовать общение с ребенком в процессе совместной деятельности или игры. Помните, нельзя использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори»! Например, во время прогулки, одевания и еды, многократно проговаривает названия простых предметов (куртка, шапка, сапоги, ложка, чашка, вилка., разворачивая перед ребенком диалог -образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого и т.д.. Например, достаем и надеваем на ребенка куртку. Взрослый: Что мы достали? — Куртку Что это такое? — Куртка Что сейчас мы надели? — Куртку. Потом стали надевать на ребенка шапку. Что мы достали? — Шапку. Что это такое? — Шапка. Что сейчас мы надели? — Шапку. И т.д. И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом.
3 ЭТАП. Постепенно косвенно поощряем ребёнка к вступлению в диалог После вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.) Например: - Принеси тарелку. Что ты принес? (пауза 5-10 сек.) Правильно, тарелку. Тарелку. Это тарелка... Что это?.. Это тарелка. И т.п. Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова но и на артикуляционных укладах. Например: - Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы «та-рел-ка». - Еще раз та-рел-ка. - Давай вместе та-рел-ка. Молодец! Хвалите ребенка даже в том случае если он не повторил, а только внимательно следил за движением губ. - Взрослый. Еще раз вместе та-рел-ка. Хорошо! Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз сколько производятся оречевляемые действия. Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий.
Не бойтесь перехвалить ребенка! Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его. Быть может, это вы делаете что-то неправильно… Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки поощряются, взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему. Взрослый. Вот вилка. Это вилка... (Пауза.) Ребенок. Ика. Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (Взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо. На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.
Вопросы для стимуляции речи:
При таких формулировках вопроса создается речевая ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное ему слово. В качестве поощрения ребенок получает искомое. Полезно рассказывать об успехах ребенка в его присутствии другим.. Можете попытаться показать его достижения: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки: «Баю бай, мишка, баю бай». Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными.
«Без большого корня дерева не бывает» Статью подготовила воспитатель группы «Светлячки» Матина Ольга Юрьевна
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.» К. Д. Ушинский
Одним из важнейших условий формирования нравственно-духовных качеств у детей является приобщение к народным традициям. Их особенность в том, что они остаются неизменными на протяжении веков даже в условиях постоянно изменяющегося мира, через столетия проносят народную мудрость, опыт, нравственные ценности. Поэтому всегда актуально их изучение и сохранение. Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Народная культура – это история народа, язык, народное творчество и традиции. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно- нравственная жизнь нации. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Бережно передаваемые традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. Изучение народных традиций надо начинать с их восстановления в семейной и культурной памяти. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом к и пониманию мировой культуры, приобщению к общечеловеческим ценностям, формированию личностной культуры. Народные традиции, сказки, притчи, запреты помогают разобраться ребёнку, где добро, где зло, понять, что такое любовь, честь, Родина. Они задают образы, на которые следует равняться. И делается это в яркой эмоциональной форме, доступной и понятной детям. Одним из средств передачи народных традиций являются народные песни. Они сопровождают человека от рождения до конца жизни. Сказки - это важное воспитательное средство. Они внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Сказки помогают учиться рассуждать, развивают фантазию, формируют мораль. Пословицы, поговорки, сказки объясняют ребёнку, какие качества человека считаются хорошими, какие плохими. В пословицах много житейских советов на все случаи жизни. Игра – первая школа для ребёнка. Народные игры - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Они являются национальным богатством и их необходимо сделать достоянием наших детей. Народные подвижные игры (лапта, городки, догонялки и т.д.) помогают приобщить детей к спорту, развивают лидерские и командные качества. Загадки помогают развивать логику, учат размышлять о природных явлениях, анализировать. Народные ремёсла развивают творчество, приобщают к искусству, учат украшать свой быт и жизнь. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берём в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня дерева не бывает».
Использованные ресурсы: 1.http://supruzhestwo.ru/roditeli-i-deti/vospitanie-detej/narodnye-tradicii-v- vospitanii-detej-doshkolnikov.html Народные традиции в воспитании детей. 2.https://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-tradici-v-vospitani-detei.html Образовательный портал МААМ . RU Е. А. Василатий «Народные традиции в воспитании детей».
| ||||||||||
| ||||||||||
Дата последнего обновления страницы 07.02.2023 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |