Детский сад № 95

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

 

Страница воспитателя

Детские домашние игры «на каждый день»

Статью составила воспитатель Мухарлямова О.В.

«Чего не хватает?»

Материал. Посуда, столовые приборы, овощи, фрукты 3-4 штуки.

Правила. 1. Четко рассказать, чего не стало. 2. Не подсматривать, когда игрушку прячут.

Ход игры. На столе раскладывают предметы, ребенок называет их и запоминает. Теперь он должен отвернуться или выйти из комнаты. Взрослый прячет предмет. Ребенок возвращается, рассматривает предметы и сообщает, например: «Не хватает фрукта, этот фрукт – яблоко» или «Не хватает столового прибора, он называется "нож"».

«Что я делаю?»

Правила. Жестами, выразительно изображать задуманное.

Ход игры. Мама или ведущий сообщает ребенку: «Сейчас я буду показывать, будто я что-то делаю, а ты должен догадаться, что именно». Далее мама берет ложку и притворяется, будто «кушает». Ребенок радостно угадывает: «Я знаю, ты кушаешь!». Теперь загадывает ребенок, задача взрослого разгадать, что за деятельность он изображает.

 

Домашние подвижные игры

«Кот и мышь»

Данная игра подходит для большой детской компании, ее можно использовать как домашнюю игру на день рождения.

Ход игры. Дети берутся за руки и становятся в круг, а двое «кот» (мальчик) и «мышь» (девочка) становятся в середину круга. Когда дети поднимают руки вверх «мышь» должна постараться улизнуть от кота. Спасая мышь, дети опускают руки, когда кот бежит за ней.

«Жмурки»

Ведущему завязывают глаза, ставят у порога, все остальные дети прячутся в разных частях комнаты и стараются передвигаться бесшумно, чтобы ведущий не угадал, где они. Ведущий начинает ловить и тот, кого он поймает, сам должен стать ведущим.

 

Домашняя игра для девочек

«Одеваю куклу»

Материал. Большие куклы и различные комплекты одежды, одни из которых могут сочетаться друг с другом, а другие нет.

Ход игры. Мама развешивает одежду кукол и обращается к ребенку. «Смотри, сколько у кукол красивой одежды. Давай оденем их». Когда ребенок соглашается, мама продолжает: «Давай оденем твоей кукле эту зеленую юбку, посмотри, как ты думаешь, к ней подойдет вон та синяя блузка?» Задача мамы подтолкнуть ребенка к выбору правильного сочетания.

 

Домашние игры для мальчиков

«Кегли из бутылок»

(Игра подходит для тех родителей, кто осознал, какое удовольствие доставляет мальчишкам попадание в цель, но кто еще не успел приобрести подходящий набор пластиковых или деревянных кеглей.)

Материал. Пластиковые бутылки, наполненные водой, и достаточно тяжелый мячик, который сможет опрокинуть эти бутылки.

Ход игры. Расставить наполненные водой пластиковые емкости и стараться сбить за раз как можно большее количество самодельных «кеглей».

«Мой флот»

Материал: кусочки пенопласта, бумаги, картона, ореховая скорлупа, а также большая  емкость, наполненная водой, лейка, крупы.

Ход игры. Ребенку предлагается переправить корабли с одного берега на другой. При этом мешать его цели может как дождь (используйте для этого лейку с насадкой для рассеивания воды), так и ветер, так и град (крупы).

 

Домашние игры для подростков

  Для детей подросткового возраста наибольший интерес представляют домашние настольные игры. Для этого потребуется вспомогательный материал, такой как карты, шахматы, шашки, кости. Для проведения игр в семейном кругу можно приобрести игры, проводимые на поле, такие как «Пандемия», «Монополия», «Диксит». Игры в домашних условиях – хорошая альтернатива семейному времяпрепровождению перед телевизором не только для детей, но и для взрослых.

 

     Во что поиграть с ребёнком дома?

   Игры играют важнейшую роль в развитии малыша. Они  доставляют ребёнку большое удовольствие, учат соблюдать правила, развивают моторику, мышление. Через игру он познаёт мир, поэтому необходимо постараться подобрать такие игры, чтобы они носили ещё и развивающий характер.

 


 

   Проектная деятельность как средство формирования представлений о родном городе

                                                                               Статья составлена воспитателем Давыдовой Е.А.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в образовательной области «социально-коммуникативное развитие», формирование основ патриотизма, чувства принадлежности к малой родине, ценностного к ней отношения– важная составляющая социального развития ребенка.

Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине. Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви и привязанности к своей семье, своему дому, к своему детскому саду.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная деятельность, которая предусматривает создание проекта группой исполнителей.  Метод проектов – это инновационная образовательная технология, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей, с целью получения определенного результата.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Особенностью проекта является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

   Проектную деятельность или метод проекта, от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

-       практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

-       нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающая самостоятельность и творчество дошкольников;

-       интерес к деятельности, приносящий публичный результат;

Проектная деятельность включает в себя:

-       задание для детей, сформулированные в виде проблемы;

-       целенаправленную детскую деятельность;

-       различные формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг другом;

-       результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы;

-       презентацию результатов собственного творчества.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.               исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.               игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.               информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.               творческие (оформление результата в виде детского праздника).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с раннего возраста, используются игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, на прогулочных площадках, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы  над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя детей и родителей.

   Этапы:

 I этап разработки проекта – целеполагание: самое сложное в проектной деятельности – это сформулировать проблему для детей таким образом, что бы они захотели её решать, что бы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения, эвристической беседы выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

  II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематически символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических прогулок. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.            

 После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, проводят наблюдения, ищут, творят. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, лэпбуков.


 

«Петербургская семья - традиции и современность» 

 

воспитатели подготовительной группы

Баженова Наталья Александровна 

Лисицына Анастасия Александровна

 

 

В нашем учреждении на протяжении длительного времени реализуется проект «Большая дорога маленького гражданина», основной целью проекта является нравственно-патриотическое воспитание. В современных условиях с принятием новой Конституции, с утверждением «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации», тема  патриотизма является приоритетной  в сфере воспитания детей. Подрастающее поколение в будущем- это высоконравственные личности,  разделяющие российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способные реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовые  к мирному созиданию и защите Родины. Для достижения поставленных целей, мы- педагоги, хотим и должны играть активную роль по  созданию благоприятных условий для детей  и обеспечивать им поддержку на всех этапах взросления.

Все мы знаем, что самая прочная связь между поколениями – семья. Каждый человек должен отдавать тепло, ласку, проявлять уважение к родителям, с любовью и заботой воспитывать своих детей. А. С. Макаренко: «Воспитывая детей, люди воспитывают будущую историю каждой страны, а значит историю нашего существования». В процессе воспитания необходимо привить ребенку уважение и почет к старшим.

Так возник наш проект «Петербургская семья- традиции и современность: Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями». Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и семейных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Целью нашего проекта стало формирование у дошкольников понятий «семья», «традиции», «старшее поколение», «Родина», а также  повышение роли семейных ценностей в жизни ребенка через знакомство с народными и семейными традициями, в свойственной для детей игровой деятельности.

Работая над проектом, мы расширили  представления  детей о  семье, родословной, разобрались в родственных связях, тем самым обогатили знания детей о ближнем окружении.  Развивали интерес к народным и хороводным играм, песням, танцам. Объединились с родителями, бабушками и дедушками в творчестве, в играх, в  совместной театрализованной деятельности.

Работу по  проекту можно разделить на несколько этапов, по которым строилась наша деятельность: подготовительный, основной и завершающий.

Подготовительный этап понадобился, для углубленного погружения в тему проекта, что позволило нам, изучить и  подготовить материалы, осуществить  подбор методической и художественной литературы, создать банк презентаций, картотек, видеоматериалов. В поисках новых форм взаимодействия и для выявления запросов родителей и уровня их педагогической грамотности по теме проекта было проведено анкетирование, что позволило определить: знакомят ли родители своих детей с народными традициями и обычаями, считают ли это важным; необходима ли помощь со стороны детского сада в проведении такой работы.

Необходимость включения  семьи в работу проекта объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Все это создает благоприятное условие для нравственно-патриотического воспитания детей. Основной этап начался с тематических бесед с детьми по теме: «Моя семья». В группе были созданы портфолио на каждого ребенка «Моя семья», где разместилась информация и фотографии о  каждом ребенке и его семье (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестра), собранные портфолио позволили  нам оформить фото-выставку «Папа, мама, я –счастливая семья».   

   Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

·        корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

·        семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями, мы использовали такую форму работы, как построение «Генеалогического дерева». К этой работе привлекли родителей, беседовали с ними по созданию эскизов, на сайте «в контакте» поместили консультацию с рекомендациями по построению «родословного древа». Целью было: вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи.

 Для более полного погружения в проект и реализации поставленной задачи и привлечение родителей. Мы предложили родителям сочинить сказку «Я –родился», (о рождении ребенка, об имени, о черте характера присущей ребенку).

 «Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребенок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка.

Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, — это особая реальность мира чувств. Она раскрывает рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности, и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним».

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке человечность- это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

 Сказки сочиненные нашими родителями были реалистично- сказочными и невероятно творческими, интересными. Оформление этих сказок и иллюстрации добавили особый интерес не конкретной семьи, а всех участников проекта. Дети всей группы с интересом рассматривали созданные родителями и детьми книги, и с таким же интересом слушали их.

   Были разработаны маршруты выходного дня для каждого воспитанника и его семьи «Семейные осенние прогулки», «Мы гуляем всей семьей по Петербургу. Такие прогулки укрепляют связь родителя и ребенка, дают новые знания.

  Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Ещё недавно в нашей стране в силу определённых социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать внуков. Создавая наш проект, мы преследовали идею почитания близких, старшего поколения.

Именно поэтому мы не обошли праздник, посвящённый «бабушкам и дедушкам». 1 октября по традиции празднуется день «Пожилого человека». Для этого мы специально сделали выставку «Бабушкин сундук или моя бабушка мастерица». Родители очень помогли создать эту выставку. На этой выставке были и вязанные вещи, и эксклюзивные ручные куклы, картины. Такие выставки укрепляют интерес детей к близким людям, гордость за них, усиливают чувство привязанности, желание самому что- то сделать для членов своей семьи.

В нашем саду прошла прекрасная  выставка  родительских работ  «Увлечение и хобби моих родителей», здесь были представлены разнообразные работы родителей, сделанные своими руками. Родители очень воодушевились такой задумкой, а мы были приятно удивлены творческим потенциалом наших родителей.

Наш проект нацелен на познание, творчество и формирование у детей представлений о семейных традициях, связанных с трудом, отдыхом, занятиями спортом, семейными праздниками, увлечениями.

 Участие взрослых (педагогов, родителей) является важной составляющей оставляющей совместной реализации детского замысла. Подчёркивая необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями, и детьми, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Всё это помогает дошкольникам понять значение нравственных основ семьи, социальных традиций.

  В процессе работы над проектом дети расширили свои знания о семье и её традициях. Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину.

В процессе работы над проектом дошкольники пришли к выводу: нужно находить общие дела и увлечения, отдыхать активно, заботиться о животных и растениях, заниматься спортом, музыкой и живописью. А чтобы в семье был мир и лад, нужно любить друг друга и уважать мнения всех, прощать обиды и не злиться.

Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо заботиться о своей семье, уважительно относиться друг к другу.

Проект дал возможность дошкольникам познакомиться с произведениями художников, писателей, поэтов, музыкантов и с русским народным творчеством, связанным с семьей.

За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали.

Активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям.

Благодаря проведенной работе, у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе, вести здоровый образ жизни не только в физическом плане, а и в психическом.

Использованная литература:

1.Вераксы Е.Н, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред..– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

2. Кочетова Н.А, Жёлтикова И.А., Тверетина М.А..Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост... – Волгоград: Учитель, 2014.

5.Нечаевой В.Г.. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред..- М., Педагогика, 2006г.

6. Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е.К.Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

7.Семенака. С.И.. «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.:АРКТИ, 2010.

8.Воспитатели онлайн, https://vospitatel.online/22878-semya-traditsii-i-sovremennost

9.Научная электронная библиотека-Elibrary.ru, https://elibrary.ru/item.asp?id=45804469

10.СтудРеф.ру, https://studref.com/442283/sotsiologiya/sovremennaya_semya

 


Тесты и игры для будущих первоклассников 

Статью составила воспитатель Мандрыгина Н.Ю.

 

         Упражнение на развитие произвольного внимания. 
  Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. 

        Упражнение на развитие наблюдательности.
 
  Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания. 

        Игра на развитие памяти. 
   В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. 

         Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
 
   Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д. 

          Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления 
   Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц. 

         Тест для будущих первоклассников:
 
- назови свою фамилию, имя, отчество; 
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два? 
- как зовут твоих родителей? 
- утром ты завтракаешь, а днем...? 
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются? 
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...? 
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? 
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это? 
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь? 
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес? 
- береза, дуб, осина - это...? 
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют? 
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...? 
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? 
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...? 
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание. 

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
 
Он состоит из трех заданий: 
- нарисовать фигуру человека; 
- скопировать небольшую фразу; 
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали. 
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

  


Как объяснить ребенку дни недели и времена года?

 

Статью составила воспитатель ГБДОУ №95 Конакова Р.А.

 

      Благоприятный возраст для того, чтобы объяснить ребёнку значение слов «вчера», «сегодня» и «завтра» - это 4–5 лет. К этому времени ребёнок уже понимает, что такое части суток (утро, день, вечер, ночь). Так что стоит отталкиваться именно от этих понятий.

       К 5–6 годам сутки также могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. На этом этапе задача взрослого — научить ребёнка последовательно называть дни недели и познакомить с текущим месяцем.

       Вот несколько советов, которые помогут быстрее объяснить дошкольнику, что такое время.

       Учите дни недели в связке с личным опытом ребёнка

       Названия дней недели усваиваются ребёнком лучше в связи с его повседневным опытом и эмоциональными переживаниями. Например: «По средам я хожу в бассейн с папой», «По субботам у нас традиционный обед в кругу семьи». Отдельные дни ребёнку запомнить проще, так как они чаще на слуху: с понедельника начинается новая рабочая неделя, воскресенье — выходной, вся семья отдыхает. Ничего страшного, если ребёнок выучит дни недели вразнобой. Попробуйте сделать так, чтобы каждый день недели ассоциировался у него с разными делами.

      Приобретите отрывной календарь

     Для знакомства с днями недели, месяцами и временами года подходит отрывной календарь. Это наглядное пособие, с помощью которого малыш почувствует ход времени. Дети быстро понимают, что один листок календаря — это один день.

       И для того, чтобы сорвать следующий лист, надо ждать целые сутки. Объясните чаду, что цифра на календаре показывает, какое сегодня число. Фиксируйте его внимание на текущей дате. Расскажите, что под каждой цифрой написаны день недели и месяц.

      По календарю можно узнать, сколько дней осталось до выходных или праздников. В конце каждой недели раскладывайте перед ребёнком оторванные листки в правильной последовательности и говорите: «Сколько листков календаря? Семь листков — неделя состоит из семи дней».

       В обучении используйте стихи

     Ребёнок быстрее разберётся со временами года, если каждое из них вы начнёте с подходящего стихотворения. Например, из цикла С. Я. Маршака «Круглый год». Правильную последовательность дней недели получится запомнить быстрее также с помощью стихотворения. Например, этого:

Вот неделя. В ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделям

Носит имя понедельник.

Вторник — это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка-среда —

Третьим днём была всегда.

А четверг — четвертый день —

Шапку носит набекрень.

Пятый — пятница-сестрица —

Очень модная девица.

А в субботу — день шестой —

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний — воскресенье —

Назначаем днём веселья.

       Играйте в подвижные игры

      Дети любят подвижные игры. Воспользуйтесь этим и поиграйте с ними во «Вчера, сегодня, завтра». Вы бросаете мяч с вопросом: «Какой день сегодня?». Ребёнок ловит, отвечает на него и задаёт следующий вопрос (вам или другому игроку): «Какой день был вчера?» или «Какой день будет завтра?».

       В игре «Мяч бросай — дни недели называй» ведущий называет любой день недели, а игрок продолжает перечислять их по порядку. Когда названия дней недели будут «отскакивать от зубов», поиграйте в «Путаницу»: «Между вторником и четвергом находится… понедельник».

       Объясните «модель года» с помощью круга

     Вырежьте из цветного картона большой круг, разделите его маркером на 4 части. Напротив каждой положите картинки, которые соответствуют одному времени года. Так ребёнок увидит, что времена года идут всегда в одной последовательности.

      Показывайте время на большом циферблате Учите определять время по часам с крупным циферблатом (на нём обязательно должны быть все цифры). Подчеркните, что длинная стрелка показывает часы, поэтому называется часовой. Короткая отсчитывает минуты, отсюда называется минутной. Эти стрелки двигаются с разной быстротой: за час минутная стрелка проходит круг, а часовая — расстояние от одной цифры до другой.

      Изо дня в день отмечайте, на какой цифре находится часовая стрелка, когда: ребёнок просыпается (8:00), садится обедать (13:00), ложится спать (21:00). Разрешайте ребёнку экспериментировать с часами: самостоятельно переставлять стрелки. Так он быстрее поймёт, что такое половина и четверть часа.

 

 


 

Потешки и рифмовки в работе с детьми с ОВЗ

                           

Статью составила воспитатель ГБДОУ д\с 95 Кузнецова Наталья Анатольевна 

 

   Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

  Особую роль в развитии детей дошкольного возраста играют потешки или рифмовки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка. Это очень помогает настроить детей на нужный лад, формировать позитивный настрой, доброжелательное отношение детей друг к другу и к педагогу.

   Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание.

    В своей работе я использую, регулярность повторений рифмовок и потешек при организации режимных моментов. Например, сборы на прогулку это сложный режимный момент. Дети только учатся использовать схемы-алгоритмы одевания и раздевания. Ориентироваться в этом деле опять помогают рифмовки: «Юбки, шортики снимаем и штанишки надеваем» Во многих потешках рассказывается о пользе умывания: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», правильного поведения во время еды: «Булочку кусаю- кефиром запиваю», о том, что нужно заботиться о своём организме: «Глазки, ну-как, открывайтесь и водичкой умывайтесь. А теперь мы улыбнёмся, окончательно проснёмся».

    Использую ещё такие рифмовки как: «Видишь коврик у порога, он постелен не спроста, вытри ноги у порога, будет в группе чистота», которая учит деток уважать труд взрослого. С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям: «Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя ничем кидаться! Можно строить и творить и конечно, дружно жить!»

Потешки, рифмовки вызывают у детей доброжелательный смех, действуют на него сильней чем замечание, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

   Регулярное использование потешек и рифмовок в работе с детьми с ОВЗ, как показала практика, повышает уровень развития творческого мышления, всесторонне развивает ребенка как личность, расширяет кругозор, а также способствует развитию и активизации речи, позволяет нам заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

 


Мастер-класс по дыхательной гимнастики для родителей

подготовительной к школе группы ОНР

 

Статья составлена воспитателем Щипцовой Т.Ю.

 

        Дыхание — сложный биологический процесс, который сопровождается потреблением кислорода и выделением углекислого газа. Оно является основой всего живого. Биологическая потребность в дыхании — базисная витальная потребность любого живого организма. В настоящее время все больше людей занимаются дыхательными гимнастиками для излечения от различных недугов. Ребенок, который научился глубоко и размеренно дышать во время упражнений, начинает и повседневной жизни использовать этот тип дыхания. Правильное дыхание очень полезно для формирования речевой и нервной системы. Ведь медленный выдох помогает снять напряжение, расслабиться и успокоиться.

Дыхательную гимнастику для детей часто называют парадоксальной. Основная суть этой системы заключается в том, что она предлагает обращать внимание при выполнении упражнений на характер и качество вдохов.  Вдох считается самым главным ее элементом. Именно на нем базируется весь комплекс упражнений. Согласно ее системе грудная клетка во время вдоха не расширяется, а сжимается из-за наклонов, поворотов корпуса, обхватывания ребер руками. При этом усиливается вентиляция легких, которые начинают очищаться от скопившейся мокроты и застойного воздуха. Это помогает укрепить дыхательную систему и лечить многие легочные и бронхиальные заболевания. Нужно тренировать активный вдох и пассивный, самопроизвольный выдох. Во-вторых, при выполнении упражнения, нужно соблюдать одновременность движений и вдохов, не контролируя выдох, который должен быть произвольным. Не нужно мешать уходить выдоху после каждого вдоха сколько угодно и как угодно, однако лучше выдыхать ртом, а не носом. В-третьих, вдохи нужно повторять так, словно происходит накачивание камеры или надувание воздушного шара. Пауза между вдохами составляет около 2-3 секунд, а между выдохами — несколько больше. В-четвертых, для каждого ребенка количество вдохов подряд определяется индивидуально, но он должен делать столько вдохов, сколько ему это делать комфортно, легко и свободно. Рекомендуется при нормальном самочувствии дышать сериями по несколько вдохов.

 

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей.

Стрельникова предлагает детям начинать с трех первых базовых упражнений, которые выполняются в строевом ритме. Перед выполнением упражнений обязательно следует проветрить помещение.

Упражнение «Ладошки»: нужно стать прямо, руки до локтя опустить вдоль тела. При выполнении упражнения работают только кисти рук. Во время вдоха ладошки сжимаются в кулачки, словно стараются что-то взять. Делается четыре шумных коротких вдоха. Выдох осуществляется произвольно — через нос или рот. Серию вдохов сменяет 3-5 секундный отдых, после чего следует — еще серия, состоящая из четырех вдохов. Всего необходимо сделать 24 серии по 4 вдоха.

  Упражнение «Погончики»: нужно стать прямо, руки расположены вдоль тела, а кисти сжаты в кулачки. При вдохе кулачки резко разжимаются, словно отталкивают что-то от себя к полу. Делается по 8 шумных коротких вдохов, после чего следует отдых. Всего рекомендуется выполнять 12 повторов.

Упражнение «Насос»: нужно взять в руки палочку и приступить к выполнению пружинистых наклонов вперед. Вдох происходит во второй части наклона. После окончания наклона — вдох заканчивается. Вдохи нужно выполнять одновременно с наклонами ритмично, легко и часто. На выдох следует выпрямиться. Делается 8 вдохов без остановки, после отдыха упражнение повторяется. Всего выполняется 12 серий. Данное упражнение следует делать 3-4 раза в день. Оно считается самым результативным и помогает останавливать астматический и сердечный приступы.

 Упражнение «Ушки»: покачивание головой. При этом правым ухом нужно коснуться правого плеча, а левым — левого. Плечи остаются неподвижными.

Упражнение «Малый маятник»: кивание головой назад — вперед, вдох — вдох. Желательно его делать по 8, 16, 32 вдохов подряд, до тех пор, пока это получаться у ребенка легко.

Упражнение «Кошка»: движения напоминают кошку, которая крадется. Немного приседая, нужно переносить тяжесть тела сначала на левую ногу, затем на правую. При этом вдох выполняется в темпе шагов. Это упражнение может останавливать приступ астмы.

Упражнение «Обними плечи»: руки нужно поднять на уровне плеч, ладони повернуть к себе на уровне груди. Руки нужно бросать навстречу друг другу таким образом, чтобы левая рука ложилась на правое плечо, а правая — под левую подмышку. Движения выполняются в темпе прогулочных шагов. При этом короткие вдохи повторяются одновременно с броском. Рекомендуется сделать два раза по 96 вдохов

Упражнение «Большой маятник» представляет собой комбинацию «Насоса» и «Обними плечи». Оно выполняется в темпе шагов — делается наклон вперед, руки направлены к земле — вдох. При возвращении в исходное положение делается выдох. Затем делается наклон назад, а руки обнимают плечи на вдохе. Упражнение выполняется по два раза по 96. Первый раз упражнения начинаются с «Насоса», а второй — с «Обними плечи».

 Упражнение «Полуприсяд вперед»: нужно левой ногой сделать шаг вперед, перенести на нее вес тела, наклониться вперед и сделать вдох, скрещивая руки перед собой. После этого следует вернуться в исходное положение, делая выдох. Аналогично выполняется правой ногой.

Упражнение «Полуприсяд назад»: необходимо сделать левой ногой шаг назад, затем вес тела перенести на нее и вдохнуть. После этого следует вернуться в исходное положение и выдохнуть. То же самое выполняется с правой ногой.

Общие рекомендации выполнения упражнений: Дыхательная гимнастика подходит для детей 5-6 летнего возраста. Не стоит сразу выполнять целый комплекс упражнений на первых занятиях. Необходимо выбрать несколько самых интересных для ребенка. Так у него не появится ощущения, что гимнастика — это скучное и утомительное мероприятие. Лучше всего заниматься утром до завтрака и в вечернее время до ужина. После приема пищи можно выполнять упражнения не раньше, чем через час. Нежелательно делать гимнастику перед сном, потому что она сильно бодрит и потом будет проблематично уложить ребенка. Очень важно дыхательные упражнения выполнять правильно — вдох выполняется через нос, не поднимая плеч, а выдох происходит произвольно и медленно через рот.

  Польза дыхательной гимнастики. Результаты занятий гимнастикой Стрельниковой впечатляют. Она помогает в лечении многих недугов, усиливая результативность медикаментозных и альтернативных методов лечения. При выполнении упражнений происходит активизация иммунных сил организма. Гимнастика помогает развивать пластичность, гибкость и исправить нарушение осанки, помогает нормализовать температуру,  волнение, давление, избавиться от сутулости, ликвидировать ночное недержание мочи. Также она помогает добиться положительной динамики при лечении заикания, которое занимает особое место среди многочисленных речевых расстройств. В связи с этим проблема  адаптации этой гимнастики среди детей дошкольного возраста в современное время приобретает все большую актуальность.

 

 

 

Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей

Статью составила воспитатель Данилова О.А.


Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала, её  можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.


Игра «На стол! Под стол! Стучать!» 
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, ребенок будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.


Игра «Нос - пол - потолок» 
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.


Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать какой-то один овощ или фрукт. Чтобы было интереснее собирать урожай, можно выдать корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.


Игра «Лови - не лови»
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить. 
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.


Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.


Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.


Игра «Умеет ходить или нет»
Договоритесь с ребенком, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово. 
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.


Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите ребенка за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».


Игра «Тихо - громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно. 
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.


Игра «Колокольный звон»
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик. 
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.


Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

 

Игра «Найди повтор»
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон». 
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно - два слова.


Игра «Что не так?»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете читать ему стихи, а ему надо внимательно слушать и исправлять вас, если в стихах есть ошибка. Читайте ребёнку короткие стихотворения, можно из двух строчек. В каждом стихотворении меняйте последнее слово так, чтобы потерялся смысл стиха. Чем младше ребёнок, тем проще должен быть стишок.
Примеры стихотворений:


Вьётся из печи дымок,
Печётся вкусный в ней САПОГ (правильно - пирог)

Собирает Катя красную малинку,
В самую большую плетёную КАРТИНКУ (корзинку)

Пчела с цветка нектар попьёт,
И приготовит сладкий ЛЁД (мёд)

С длинным языком, шипя
По земле ползёт ШВЕЯ (змея) 

Кто щелкает орехи мелко?
Ну, конечно это ГРЕЛКА (белка)

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения